ФЭНДОМ

Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

Акустическая фонетика Править

Акустическая фонетика изучает физические особенности звуков речи. Под звуком в акустике понимается результат колебательных движений тела в некой среде, доступный для слухового восприятия.

Акустика различает в звуке следующие признаки:

  • высота - количество колебаний тела (и звуковой среды) в единицу времени
  • сила - зависит от амплитуды (размаха) колебаний
  • длительность (долгота) - продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени
  • тембр - индивидуальное качество акустических признаков звука

Артикуляционная фонетика Править

Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся звуки.

Речевой аппарат - совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.

К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:

  • губы
  • зубы
  • язык
  • нёбо
  • маленький язычок (увула)
  • надгортанник
  • полость носа
  • глотка
  • гортань
  • трахея
  • бронхи
  • легкие

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть. Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.

Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.

Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).

Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

См. также Править