Викия

Linguistics Wiki

Методы исследования звуков речи

85статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Экспериментальная фонетика может многое разъяснить для изучающих языковой строй языка.

Самонаблюдение без помощи инструментов Править

Самонаблюдение может иметь объектом как данные мускульного чувства, так и слуховые данные. При самонаблюдении пользуются зеркалом (для определения положения губ, раствора рта), свечкой (для наблюдения за ходом воздушной струи), ларингоскопом (позволяет вести наблюдения за нёбом, язычком и гортанью).

Все эксперименты проводятся многократно, так как для фиксации мускульных движений и слуховых впечатлений необходима известная тренировка.

Эксперименты с применением приспособлений, приборов и аппаратов Править

В исследованиях звуков речи используют следующие методы и приборы:

  • палатография - использование искусственного нёба для фиксации положения языка
  • киносъемка - сопровождается синхронизированной звукозаписью
  • микрофотосъемка - фотографирование артикуляции органов, расположенных внутри, с помощью миниатюрной фотокамеры
  • рентгеносъемка - регистрация артикуляций с помощью рентгеновских лучей
  • томография - более совершенный метод, позволяющий делать съемку не насквозь, а на заданной глубине

Данные методы можно применять одновременно (например, рентгенокиносъмка).

Методы, дающие косвенные визуальные данные звучащей речи Править

Эти методы позволяют получить визуальные схемы звучания. Таких методов много, вот основные из них:

  • кимография - эта методика состоит в непосредственной фиксации на движущейся бумажной ленте артикуляционных движений гортани, рта и носа с помощью писчиков, соединенных с тем, что непосредственно соприкасается с артикулирующими органами испытуемого. Кимография позволяет разложить артикуляцию речевого аппарата на носовую, ротовую и гортанную.
  • осциллография - позволяет превратить колебательные движения воздушной среды в электрические, которые в дальнейшем передаются в осциллограф, преобразующий сигнал в цифровую форму и представляющий его в виде зигзагообразной линии - осциллограммы.
  • спектография - при этой методике воздушная струя так же преобразуется в электрический сигнал, который проходит через фильтры спектографа. Это позволяет получить спектральную картину речевых звуков.

Современная компьютерная техника позволяет получить разнообразные акустические характеристики звуков, например, сведения об интенсивности, изменении основного тона в слове, фразе или более крупных отрезках речи.

См. также Править

  • Реформатский А.А., "Введение в языкознание". § 42. Методы и приёмы экспериментальной фонетики.

Викия-сеть

Случайная вики