ФЭНДОМ

Нейтрализация - неразличение в определенной позиции таких языковых единиц, которые в других позициях различаются.

Два взгляда на нейтрализацию Править

Согласно трактовке Н.С. Трубецкого, нейтрализация понимается как утрата определенным признаком в данной позиции своих различительных функций, хотя в других позициях он является различительным. Например, согласный <с> имеет различительный признак "глухость" - перед гласными, т.к. в той же позиции возможен противоположный признак "звонкость": коса - коза. Однако на конце слова <с> и <з> нейтрализованы, т.к. звонкий в этой позиции невозможен: <кос> = и кос, и коз.

При таком толковании нейтрализации всегда оказывается, что нейтрализовываться могут единицы, материально сходные, имеющие ряд тождественных признаков. Например, в такой трактовке невозможна нейтрализация <o> и <а>. Иной взгляд на проблему нейтрализации высказан в работах Московской лингвистической школы.

Здесь понятие нейтрализации целиком базируется на исследовании позиционных чередований. В разных позициях определенная языковая единица может претерпевать изменения так, что она целиком меняет свою характерность. Меняются не отдельные признаки, а вся единица целиком. Такая мена безысключительна.

Например, под ударением дан [а] после мягкого согласного. После мягкого в безударном слоге [а] во всех полнозначных словах замещается звуком [и]: пять - пяти, тянет - тяну, сквозняк - сквозняки. Но есть и другой ряд: [о] под ударением, [и] в безударном слоге после мягкого согласного: нёс - несу, тёмный - темнеть, чётный - нечет". Это - ряды позиционно чередующихся единиц. Они могут скрещиваться, сходиться в общей единице.

Таким образом, нейтрализация в понимании Московской лингвистической школы - это скрещение рядов позиционно чередующихся единиц в определенной позиции, их совпадение в одной определенной нейтрализации.

Нейтрализация в морфологии Править

  • Пример 1

Сравним ряды:

видна река    видно реку
виден пруд    видно пруд
видно озеро   видно озеро

Видно озеро в одном ряду - сочетание именительного падежа с кратким прилагательным, двусоставное предложение. В другом ряду - это безличное предложение с предикативным наречием, а озеро - дополнение в винительном падеже.

Отдельно взятое предложение Видно озеро одновременно и двусоставное, и односоставное безличное; слово озеро в нём стоит одновременно и в винительном, и в именительном падеже.

  • Пример 2

В сочетаниях типа быстро бежит, зорко видит, тихо поёт слова на можно рассматривать как форму прилагательного в позиции "при глаголе", т.к. такая форма на соотносится с качественным прилагательным в его полных формах, оно образовано от прилагательного. С другой стороны, такие слова полностью отвечают сути наречия: это неизменяемые слова, которые назначены обстоятельственно обслуживать глаголы. Следовательно, в этих формах на -o нейтрализованы прилагательные и наречия.

  • Пример 3

При количественных числительных в именительном-винительном падежах существительное должно находится в родительном падеже; при словах два, три, четыре - в форме единственного числа, при словах пять, шесть и далее - в форме множественного. Число и падеж здесь нейтрализованы: раз выбор числа и падежа исключен, значит, нет и оппозиции; нет оппозиции - нет значения.

  • Пример 4

В сочетаниях типа посещения больных, переводы Тютчева, поиски экспедиции скрывается два значения: Тютчев переводит и Тютчева переводят. В этих сочетаниях нейтрализованы два значения родительного падежа: субъект действия и объект действия.

См. также Править