ФЭНДОМ

Так как язык не является природным явлением, его место среди явлений общественных.

Сходство языка с другими общественными явлениями Править

  • Язык - необходимое условие существования и развития человеческого общества.
  • Являясь элементом духовной культуры, язык, как и все другие общественные явления, немыслим в отрыве от материальности.

Отличия языка от других общественных явлений Править

Марксистская наука в общественных явлениях выделяла базис (экономический строй общества на данном этапе его развития) и надстройку (политические, правовые, религиозные, художественные взгляды общества и соответствующие им учреждения). Наиболее популярным мнением было причисление языка к "идеологии", т.е. к области надстроек и отождествление языка с культурой.!.

Однако язык не является надстройкой. Язык - не порождение данного базиса, это средство общения человеческого коллектива, которое складывается и сохраняется в течение веков, несмотря на то, что за это время происходит смена базисов и соответствующих им надстроек.

Язык не является культурой. Он связан с культурой и немыслим без культуры, также как культура не мыслима без языка. Но язык - не идеология, которая является основой культуры.

Не является язык и орудием производства. Он не производит материальные блага и является лишь средством общения людей.

См. также Править

  • Реформатский А.А., "Введение в языкознание", § 2 "Язык как общественное явление"